#

Ferrotitanium

At present, ferrous metallurgy is mostly aimed to increase products quality without rapid expansion of facilities but not to grow material output as the situation has been for several years. It requires to produce structural material consuming less metal, but having higher mechanical properties due to adding alloying elements to the melt. Sometimes such elements can be added in pure form, but as a rule, in the form of ferroalloys, i.e. iron alloys with alloying elements. Ferrotitanium is one of the most widespread and effective ferroalloys.

Ferrotitanium is the alloying addition consisting of iron and titanium with the minimum titanium weight content of 20 % and the maximum weight content of 75 % manufactured by reduction or melting. Manufacture of titanium alloy ingots and mill products also results in generation of metal scrap. Some scrap is graded substandard as it cannot be recycled to charge materials for melting titanium alloy ingots due to oxidation degree, pinches and forge laps. In order to use substandard titanium scrap, the manufacturing process for high-grade ferrotitanium has been developed and mastered. It is based on melting ingots of low-melting eutectic (1085˚) in the titanium-iron system with 65-75 % of titanium. This process allows to melt scrap in the form of solids, bundle and briquetted clippings and loose crushed titanium chips. Obsolete titanium scrap has become more used lately. In order to manufacture ferrotitanium with the specified amount of additions, all titanium scrap is sorted based on alloys and alloy groups.

High-grade ferrotitanium is manufactured by VSMPO-AVISMA Corporation by induction and electro-slag remelting. Induction ferrotitanium is produced in channel-type induction furnaces in the form of a flat taper ingot with the weight of 500-550 kg. Each heat is subject to chemical analysis. Sampling is carried out from liquid metal pool prior to pouring the melt into the mold. Titanium is an active element and takes nitrogen and oxygen as a result of air interaction. That is why it is required to protect the melt from gas saturating.
Electro-slag remelting (ESR) is one of the processes to manufacture quality ferrotitanium. High-grade ferrotitanium is produced by electro-slag remelting in electric furnaces with a copper water-cooled crucible. ESR furnaces use direct alternation current with controlled frequency. Such furnaces are characterized by low inductance, high efficiency factor and uniform heat flow. Charge materials are composed of chips of unalloyed steels and titanium alloys.

Induction furnace melting

Induction furnace melting

#

Ферротитан

Главное направление в развитии черной металлургии в настоящее время связано не с наращиванием объема производства материалов, как это происходило на протяжении ряда лет, а с повышением качества продукции при относительно невысоких темпах увеличения физических объемов производства. То есть производить конструкционный материал с меньшей металлоемкостью, но с более высоким уровнем механических свойств за счет введения в расплав легирующих элементов. Иногда эти элементы вводят в чистом виде, но, как правило в виде ферросплавов- сплавов железа с легирующими элементами.Одним из самых распространенных и эффективных ферросплавов является ферротитан.

Ферротитан - легирующий сплав железа и титана с минимальным 20 % содержанием титана по массе и максимальным 75% - по массе, полученный путем восстановления или переплава. Организация промышленного производства слитков и полуфабрикатов титановых сплавов сопровождается образованием металлоотходов. Определенная их доля переходит в класс некондиционных т.к. по степени окисления, закатов, заковов не может быть переработана на шихтовую заготовку для вовлечения при выплавке слитков титановых сплавов. С целью использования некондиционных титановых отходов была разработана и освоена технология получения высокопроцентного ферротитана, основанная на выплавке слитков, имеющих легкоплавкую эвтектику (1085˚) в системе титан-железо при содержании титана 65-75 %. Данный способ позволяет переплавлять отходы в виде куска, обрези, пакетированной и брикетированной, а также рассыпной дробленой титановой стружки. За последнее время возрастает использование амортизационного титанового лома. С целью получения ферротитана с заданным количеством примесей весь титановый скрап сортируют по сплавам и группам сплавов.

Высокопроцентный ферротитан на ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" производят индукционным и электрошлаковым переплавом. Индукционный ферротитан получают в канальных индукционных печах в виде плоского конусного слитка массой 500-550 кг. Осуществляется контроль химического состава каждой плавки. Проба отбирается перед разливкой расплава в изложницу от жидкой ванны металла. Титан является активным элементом и при взаимодействии с атмосферой поглощает азот и кислород. Поэтому необходимо принимать меры по защите расплава от газонасыщения.

Одним из способов получения качественного ферротитана является электрошлаковый переплав (ЭШП). Высокопроцентный ферротитан способом электрошлакового переплава получают в электропечах с медным водоохлаждаемым кристаллизатором. Печи ЭШП работают на постоянном знакопеременном токе с регулируемой частотой. Такие печи обладают низкой индуктивностью, высоким коэффициентом полезного действия, равномерным тепловым потоком. В качестве шихтовых материалов используется стружка нелегированных сталей и стружка титановых сплавов. Участки производства ферротитана оснащены дробильно-измельчительным и сортировочным оборудованием и позволяют производить ферротитан фракции 10 - 50 мм.

Плавка ферротитана в индукционных печах

Плавка ферротитана в индукционных печах